Ателье Mode Elegance - пошив модной одежды
Москва,
Ленинский проспект, д.91/1
style@mode-elegance.ru
Схема проезда
Телефоны:+7 (495) 720-02-75, +7 (903) 720-02-75 Задать вопрос Вызвать мастера на дом Предварительная запись Время работы:
Пн-сб: с 10.00 до 21.00.
Вс: выходной.

Гладь

Вышивка, в которой форма рисунка покрывается плотными стежками. В народной вышивке есть очень много разновидностей глади, но все их можно разделить на две большие группы: двусторонняя гладь, в которой фон рисунка покрыт стежками с лицевой и с изнаночной стороны, и односторонняя, в которой лицевая сторона сильно отличается от изнаночной.

Двусторонняя гладь

Может быть счетной и по свободному контуру. В народной вышивке повсеместно распространена счетная гладь, выполняемая по счету нитей ткани. Этот вид глади используется как самостоятельно, так и в качестве дополнения к вышивкам другой техникой, мережкам, строчевым вышивкам.

Счетная гладь вышивается нитями в тон ткани и контрастными.

Счетная прямая гладь

При этой вышивке стежки располагаются параллельно нитям ткани - основы или утка. Каждый стежок отстоит от предыдущего на одну нить ткани (рис. 83, а). Рабочая нить, сделав стежок, возвращается обратно, игла вкалывается рядом с проложенным стежком, пропустив одну нить ткани.

Счетная гладь
Рис. 83. Счетная гладь: а - прямая; б - поверхница; в - косая

На Украине счетную прямую гладь называют лиштвой. На Полтавщине, Черниговщине ее выполняют белыми или серыми нитками, а на Подолии - красными, черными и нитками других цветов. На севере России прямая гладь используется для заполнения орнаментальных форм в швах по письму, в средней полосе применяется самостоятельно. Прямой гладью украшали женские, мужские, детские сорочки, рушники, подзоры

В западных областях Украины и на Подолии имеется особый вид прямой глади «кафасор» и «поверхница» (рис. 84). Кафасор вышивается вертикальными столбиками, состоящими из горизонтальных стежков, нитями одного цвета. Вышив через весь узор один вертикальный столбик, переходят к соседнему и так далее, пока не заполнится весь орнамент. Каждый стежок кафасора отстоит от другого на одну или более нитей ткани, как того требует рисунок.

Фрагмент вышивки, выполненной техникой кафасора и поверхницей
Рис. 84. Фрагмент вышивки, выполненной техникой кафасора (сверху) и поверхницей (снизу)

В поверхнице все лицевые стежки горизонтальные и имеют одинаковую длину. Один стежок отстоит от другого на две или три нити ткани. Переход от стежка к стежку происходит не по диагонали, а по вертикали (см. рис. 83, б). Узор вышивается, как и в кафасоре, вертикальными столбиками. Поверхницу всегда сочетают с другой техникой - низью, крестиком. Для этой вышивки берут светлые нити.

Счетная косая гладь

Называется так потому, что стежки ее идут под углом к нитям основы и утка ткани (см рис. 83, в). Узоры, вышитые косой гладью, имеют светотеневой эффект. Особенно любят косую гладь на Киевщине, где ее выполняют красными и черными нитками. Часто ее называют «восьмерковой» гладью, так как рисунки для нее составляются из восьми соседних элементов.

К счетной глади можно также, отнести русские атласники (рис. 85) и украинские рушниковые швы (рис. 86).

Они представляют собой сочетание прямой и косой глади, набора, росписи, креста и других простых швов и используются для заполнения отдельных элементов рисунка, в основном растительного характера.

Атласники
Рис. 85. Атласники

Рушниковые швы
Рис. 86. Рушниковые швы

Белая гладь

В отличие от счетной белая гладь шьется по нанесенному на ткань рисунку, с настилом или без него. Развитие белой глади относится к XIX веку; наибольшее распространение она получила во Владимирской и Ивановской областях. Белая гладь выполняется белыми нитками на тонкой ткани - батисте, маркизете. Обычно она сочетается с узелками, дырочками, стягами, мережками, подстильной гладью и другими видами дополнительного шитья. Белая гладь будет идеально смотреться на свадебном платье.

Узоры для белой глади составляются из растительных мотивов в виде букетов, гирлянд. Контур переведенного на ткань рисунка прометывают частыми стежками швом «вперед иголку». Затем выполняют настил крупными стежками в направлении, противоположном будущим стежкам глади. Чем больше стежков настила, тем более выпуклой будет вышивка.

Шов белой глади имеет очень много разновидностей: «строчечка», «стебельчатый шов», «валик», «узелки», «пышечка», «листик», «лапочка», «резной листик» и др. (рис. 87).

Элементы белой глади
Рис. 87. Элементы белой глади: а - валик; б - пышечка; в - листик; г - лапочка

Прорезная гладь

Ажурная однотонная вышивка, применяемая для отделки тонких блузок, воротничков, белья, свадебных платьев, платочков (рис. 88). Рисунки образуются из круглых и овальных дырочек в виде многолепестковых цветов, листьев, цепочек. Чаще всего прорезная гладь сочетается с белой.

Фрагмент вышивки прорезной гладью
Рис. 88. Фрагмент вышивки прорезной гладью. Край оформлен фестонами, обработанными петельным швом

Техника исполнения прорезной глади имеет несколько разновидностей: «мелкие дырочки», «калачик», «листик» или «лодочка», «сцепнушка» (рис. 89).

Элементы прорезной глади
Рис. 89. Элементы прорезной глади: а - калачик; б - лодочка; в - сцепнушка

  • Мелкие дырочки прокалываются проколкой и обшиваются гладью без предварительной наметки (см. рис. 53). Игла с рабочей нитью выходит с изнанки из прокола, а с лицевой стороны вкалывается в ткань. Получается узкий шов «закрутка».
  • Для калачика внутри будущего отверстия делают два перекрещивающихся разреза. Вышивают калачик по предварительному настилу, зашивая одновременно со стежками глади кусочки подрезанной ткани.
  • Для лодочки ткань разрезают по средней линии формы. При вышивке обе половинки разрезанной ткани забирают в шов.
  • Выполняя сцепнушку, вначале прокалывают среднюю дырочку, затем остальные пять. После этого, начиная со средней дырочки, последовательно обшивают их без наметки. При этом одновременно обшивают полоски расположенные между дырочками. Чтобы вышивка была красивой, надо регулироватъ натяжение рабочей нити.

Выполнение дырочки и проколка

Рис. 53. Выполнение дырочки и проколки

Декоративная гладь

Рисунки декоративной глади носят плоскостной характер. Отдельные элементы выполняются нитями одного или нескольких цветов без теневых переходов. Нити берут ярких цветов, толстые, слабого кручения: мулине в 6 сложений, ирис, шерсть, гарус.

Узоры для этого вида глади применяются преимущественно растительного характера. Шьется декоративная гладь без настила. Можно заполнять всю плоскость отдельного элемента рисунка или только контур. Стежки глади располагают по форме мотива: в лепестках цветка - от края к центру, в листьях - к середине, по направлению жилок (рис. 90). Крупные листья полностью не зашивают. Стежки выполняют разной длины, среднюю жилку - стебельчатым швом. Травку вышивают стебельчатым швом и петельками в прикреп или одиночными стежками. Дополнительно изделие расшивают декоративными швами - козликом, стебельчатым, петельным, узелками.

Выполнение декоративной глади
Рис. 90. Выполнение декоративной глади

Декоративной гладью лучше вышивать на плотных тканях.

Односторонняя гладь

В односторонней глади плотным настилом покрыта лицевая поверхность вышивки. Специалистами ателье Mode Elegance рассмотрена только гладь, выполняемая атласными швами.

Верхошов

Прием вышивки, в котором стежки на лицевой стороне лежат плотно, а на изнанке по контуру рисунка получаются небольшие переходы в виде пунктирных линий (рис. 91, а). Иногда верхошов сочетается с тамбуром. Любят этот вид вышивки в Курской и особенно во Владимирской области. Здесь верхошов сочетается с накладными сетками и счетной гладью и называется владимирскими швами.

Выполнение глади «верхошов»
Рис. 91. Выполнение глади «верхошов»: а - цветок и листик; б - накладная сетка

Стежки глади располагают по форме мотива, а сердцевины крупных цветов и листьев заполняют счетной гладью в виде зигзагов, ромбов и других фигур и накладными сетками. Выполняя сетку (рис. 91, б), сначала прокладывают редкие длинные вертикальные стежки от одного края мотива до другого, а затем все горизонтальные.

Места пересечения стежков прикрепляют к ткани по-разному: крестом, косым стежком, лапочкой (рис. 92).

Основной узор всегда дополняется декоративными полосками, вышитыми козликом, кисточкой.

Варианты выполнения сеток
Рис. 92. Варианты выполнения сеток и шов «кисточка»

Владимирские швы выполняются толстыми нитками, преимущественно красного цвета с небольшими добавлениями черного, желтого, зеленого, синего либо синего и коричневого цветов.

Полтавская гладь

Хотя гладь называется полтавской, но распространена она по всей Украине. Вышивается цветным мулине в 2-3 нити или шелком. Чаще всего этот шов применяется для вышивки растительного орнамента. Направление стежков может совпадать с направлением жилок цветка или листика либо идти параллельно горизонтальным нитям ткани.

Заполняя какую-либо форму орнамента, прокладывают длинный стежок от одного края контура рисунка до другого. Чтобы стежок, длина которого может достигать 3 см, плотно прилегал к ткани, его прикрепляют несколькими косыми стежками, выводя иглу справа от проложенной нити (рис. 93, а). Рядом с прикрепленным стежком прокладывают следующий длинный стежок, тоже прикрепляют его и так продолжают вышивать, пока не заполнится весь рисунок.

Полтавскую гладь называют еще «гладь в прикреп».

С обратной стороны вышивки образуются маленькие беспорядочные стежки, если прикрепляющие стежки расположены не на одном уровне. Можно прикрепляющие стежки делать на одном уровне.

Если вышивать полтавской гладью в несколько тонов, то граница цвета резко выделяется. В этом случае стежки должны как бы продолжать друг друга, то есть идти в одном направлении.

Чтобы вышивка получилась более выпуклой, иногда перед началом работы делают настил по контуру рисунка швом «вперед иголку».

Односторонняя гладь
Рис. 93. Односторонняя гладь: а - полтавская, или гладь в прикреп; б - русская; в - атласная; г - подстильная

Русская гладь

Вышивается всегда белыми нитками на сером кремовом или белом полотне. Стежки по всему рисунку должны лежать в одном направлении - горизонтально или вертикально.

Русская гладь выполняется швом «вперед иголку» по прямой нити ткани. Иглу пропускают на 10-15 нитей ткани по лицевой стороне на 1-2 нити по изнанке (рис. 93, б). Следующий ряд стежков выполняют выше или ниже через одну нить ткани, вкалывая иглу около середины соседнего стежка предыдущего ряда. По всему полю вышиваемой фигуры прикреплять стежки к ткани следует равномерно.

Узоры, вышитые русской гладью, украшаются накладными или выдернутыми сетками, стебельчатым швом.

Атласная гладь

Называется так потому, что направление стежков имеет сходство с направлением нитей в атласной ткани. Стежки одного элемента рисунка располагают рядами так, чтобы они своими концами заходили за стежки соседних рядов (рис. 93, в). На изнаночной стороне получаются маленькие беспорядочные стежки.

При вышивании атласной гладью растительного орнамента направление стежков должно соответствовать очертанию узора, то есть листья вышивают от середины к краям, а лепестки цветов покрывают в направлении жилок.

Художественная гладь с вливанием тонов

Обычно применяется для вышивания цветов. Переходя постепенно от одного цвета ниток к другому, можно добиться требуемого тона и оттенка. Слияние тонов достигается за счет разной длины стежков. Для вышивания художественной гладью необходимо иметь большую палитру цветов ниток, ведь часто в одном цветке сочетается 10 и больше оттенков.

Подстильная, или подъёмная, гладь

Применяется как самостоятельно, так и в качестве дополнения к белой глади. Выполняется на прозрачных тканях. Плотный настил (подстил) в этой вышивке делают не с лицевой, а с изнаночной стороны, благодаря чему создается впечатление, будто снизу подшита другая ткань.

Настил выполняют швом «козлик» так, что на лицевой стороне по контуру рисунка образуются короткие стежки, а на изнаночной - перекрещивающиеся в виде восьмерки (рис. 93, г). Чем больше перекрещивать подстил, тем четче получается просвечивающий на ткани узор.